Расписание богослужений

 Март 2024

«Богослужебный (литургический) день начинается с вечера, поскольку в Библии сказано: «И был вечер, и было утро: день один» (Книга Бытия, 1, 5). Например, воскресная служба начинается с вечера субботы. Суточный литургический круг состоит из следующих богослужений: Вечерни, Повечерия, Полунощницы, Утрени и Часов – первого, третьего, шестого и девятого. Главное богослужение – Божественная Литургия – совершается чаще всего утром, после чтения третьего и шестого часов.

Каждый день недели (седмицы) связан с определенным священным воспоми­нанием. Первый день – воскресенье – посвящен Воскресению Христову. В этот день православные христиане обязательно должны быть на богослужении. Поне­дельник посвящен Ангелам Божиим, вторник – Предтече и Крестителю Господню Иоанну, среда – Страстям Господним и Пресвятой Богородице Марии, четверг – Апостолам Христовым и святому Николаю Чудотворцу, пятница – Страстям Господним и Пресвятой Богородице, суббота – Всем Святым. Кроме того, в субботу совершается заупокойное богослужение – молитва за умерших.

Кроме недельного цикла богослужения есть еще годовой цикл, Связанный не со днями недели, а с числами календаря. На каждый день года приходится праздник или память одного или нескольких святых. В древности Церковь приняла официаль­ный в Римской империи юлианский календарь. Впоследствии, когда было обнару­жено, что этот календарь отстает от солнечного года, католическая Церковь в XVI веке, при папе Григории XIII, ввела исправленный календарь, названный григо­рианским. В XVIII веке на него перешли и протестанты. После русской революции 1917 г. на этот календарь перешли и некоторые православные Церкви, сохранив, однако, старые правила высчитывания дня Пасхи. Таким образом, в наше время все православные Церкви (кроме Финляндской) празднуют вместе Пасху и праздни­ки пасхального цикла. Юлианский календарь сохраняется в Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской и — частично — в некоторых других православных Церквах. Поэтому мы обозначаем праздники двумя датами: общей для обоих ка­лендарей и в скобках — григорианской датой, на которую приходится празднование по юлианскому календарю. В XX и XXI вв. разница между календарями составляет 13 дней. Поэтому, например, Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 янва­ря), то есть, скажем, в Румынской Церкви, принявшей новый стиль, Рождество приходится на 25 декабря нового календаря (т. е. празднуется вместе с западными христианами), а в Русской Церкви – 25 декабря старого стиля, что соответствует 7 января нового стиля. Переход части православных на новый календарь до сих пор вызывает серьезные споры и даже церковные разделения.

Самых больших праздников в православии двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми. Существуют праздники неподвижного цикла (приходящиеся на строго определенную дату) и подвижного. Назовем сперва праздники неподвиж­ного цикла. Церковный год начинается с сентября.

Первый в году двунадесятый праздник – Рождество Богородицы – 8 (21) сентября.

14 (27) сентябряВоздвижение Креста Господня. Праздник установлен в память того, что святая царица Елена (мать святого императора Константина) нашла в Иерусалиме Крест Христов, который был торжественно воздвигнут для поклонения.

21 ноября (4 декабря)Введение Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм. В малом возрасте Её привели туда родители для воспитания.

25 декабря (7 января)Рождество Христово, величайший после Пасхи право­славный праздник.

6 (19) января – Богоявление или Крещение Господне. Это событие некогда праздновалось вместе с Рождеством, поскольку названия обоих праздников по смыслу совпадают. В Рождество Сын Божий сходит на землю, рождается как человек. В крещение являются Первое и Третье Лица Святой Троицы: сразу после того как Иоанн Креститель крестил Иисуса, он услышал глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и увидел сходящего на Него Духа Святого в видимом образе голубя. В сочельник — канун праздника и в самый его день — совершается великое освящение воды.

2 (15) февраля – Сретение. Празднуется в память встречи младенца Иисуса, которого на 40-ковой день после Рождения принесла в Иерусалимский храм Его Матерь, с ветхим старцем Симеоном, который, увидев Христа, предсказал, что Он принесет спасение всем народам.

25 марта (7 апреля) – Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается в воспо­минание того, как архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Марии, что Она станет Матерью Сына Божия.

6 (19) августа – Преображение. Празднуется в напоминание о том, как Христос незадолго до Своих страданий на кресте укрепил веру учеников Своих, апостолов, явив им Свою божественную славу: предстал перед учениками в сиянии Божественного Света, беседующим с давно покинувшими земную жизнь пророка­ми Моисеем и Илией.

15 (28) августа – Успение Божией Матери. Когда Апостолам, на третий день после смерти Богоматери, понадобилось открыть Ее гробницу, тела они не обнаружили: Она воскресла и вознеслась на Небо. Поэтому смерть Ее и называется Успением.

Верховное место среди православных праздников занимает Пасха, Светлое Христово Воскресение – «праздников праздник». Пасха не входит в число двунадесятых праздников и должна отмечаться в воскресенье, поэтому не приходится на определенное число, а относиться к празднику подвижному циклу.

Дата Пасхи высчитывается по особым правилам. Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г.), в г. Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Постановления (каноны) Вселенских Соборов нельзя менять. 

Пасхе предшествует длительный (48 дней) и строгий Великий пост. Сам пост предваряется тремя подготовительными неделями. Последняя неделя называется масленицей, поскольку на ней уже нельзя есть мясо, но позволяется молочная пища, запрещенная в посту. Великий пост – время усердного покаяния, время особых богослужений, когда даже напевы песнопений совсем иные, чем обычно.

На последнее воскресенье Великого поста приходится двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). В этот день Христа радостно встречали толпы иерусалимлян, ожидавших, что Он свергнет иго римлян и восста­новит Иудейское царство. Но Он отказался от земного царства, и большинство людей отвернулось от Христа, требуя Его казнить. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица (неделя), воспоминание Страстей Господних.

Пасха Христова, как величайший праздник, отмечается целую неделю. В это время совершаются торжественные богослужения и крестные ходы. Пасхальное время продолжается в общей сложности 39 дней. Главное песнопение Пасхи — пасхаль­ный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Древние иконы Воскресения как бы иллюстрируют это песнопение, изображая Христа попирающим разбитые Им врата ада и выводящим оттуда сонм ветхозаветных праведников во главе с прародителями – Адамом и Евой. В пасхальном богослужении есть такие слова: «Христос воскрес – и нет никого, кто бы остался в гробу».

На сороковой день после Пасхи приходится двунадесятый праздник Вознесения, всегда приходящийся на четверг. В этот день Господь, Который после Воскресения многократно являлся ученикам, вознесся на Небо, т. е. вознес на Небо Свою человеческую природу.

 

Пятидесятый день после Пасхи — Пятидесятница, или Троица, день сошествия Святого Духа на апостолов.

Кроме Великого поста есть еще три многодневных поста. Петров пост начинается через 8 дней после Троицы, в понедельник, и продолжается до праздника апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля). Продолжительность его в разные годы различна. Успенский пост длится две недели – от 1 (14) августа до Успения. Рождественский (Филиппов) пост – сорокадневный, от 15 (28) ноября (следующий день после дня памяти апостола Филиппа) до Рождества Христова».

 

Из книги В.В. Асмуса «Православие. Учебное пособие по истории религии».