Проповедь в Неделю о Закхее. О покаянии.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Среди молитв, предлагаемых верующим для подготовки к Таинству Святого Причащения, есть молитва преподобного Симеона Метафраста. В ней есть такие слова: «Возстави мя грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая». Что значит образы покаяния? Пожалуй, на русский  язык было бы устно это перевести как «образец» или «пример» покаяния. Сегодня, в неделю о Закхее, Церковь нам предлагает один из таких образов.

Евангелие от Луки повествует о Закхее как о человеке богатом. Он состоял на государственной службе, занимая должность начальника мытарей. Эта должность требовала хорошего образования, в том числе юридического. Будучи сборщиком податей в пользу Рима, Закхей, вероятно, встречал неодобрение и порицание современников.

Когда Иисус вошел в Иерихон и проходил через него, Закхей искал возможности увидеть Божественного Учителя, но не мог. Малый рост Закхея не позволял ему увидеть Христа, окружаемого народом. Из самого Евангелия сложно судить о личных качествах Закхея, но по святыми отцами его деятельность до его встречи со Христом описывается в негативном ключе. Люди считали его грешным человеком (Лк. 19, 7). При этом «Божественная сила Иисусова неизреченным образом его манила и побуждала следовать, — пишет святитель Григорий Палама, — потому что он тяготел ко Христу, поскольку имел добрый нрав и душу, восприимчивую к добродетели, и поэтому горячо желал и стремился увидеть Иисуса, но был не допускаем к этому Божественной силой, как человек, предавший себя вещам противоположным Христову образу жизни, именно – мытарству и богатству»[1]. Святитель заключает о Закхее, что тот «был весьма выдающимся человеком в отношении зла»[2]. Еще более строгую оценку делает блаженный Феофилакт: «Что мытарь – существо низкое, а старший между мытарями, как начальствующий в злобе, еще более гнусен, в том никто не сомневается, ибо средства к жизни мытари приобретают не иначе, как от слез бедных»[3] В силу этого обстоятельства еще более удивительной и достойной похвалы выглядит решимость, с которой мытарь взбирается на стоящую при дороге смоковницу. Желание увидеть Христа становится сильнее страсти и мыслей о том, что скажут люди.

Из евангельского повествования мы знаем, что Христос замечает Закхея, повелевает ему спуститься с дерева. Потом тот с радостью принимает Спасителя в своем доме и приносит покаяние. По причине глубокого внутреннего изменения Закхей, некогда «начальствующий в злобе», но уподобившийся через отречение от своего богатства Аврааму, предлагается нам как образ покаяния. Нужно отметить, что под словом «дом» можно разуметь и душу Закхея и его семейство «потому что бездушное здание Господь не назвал бы сыном Авраамовым, а очевидно назвал так одушевленного хозяина дома»[4]. «Ныне пришло спасение дому сему, поту что и он есть сын Авраама» (Лк. 19, 10). Намерение и сама решимость Закхея отдать половину имения нищим, а обиженным им воздать вчетверо говорят о том, что в нем происходит глубочайшее изменение. По этой причине Закхей, некогда «начальствующий в злобе», но уподобившийся через отречение от своего богатства Аврааму, предлагается нам как образ покаяния. Говоря об этой добродетели, святые отцы всегда указывали на необходимость изменения жизни кающегося. «Покаяние есть оставление всех путей распутства, которыми ходили ноги человека, его мысли и желания, и обращение на новый путь, путь Христов»[5]. Грехи бывают великими и малых бывает много, но велико и милосердие Божие.

Внимая словам Священного Писания о мытаре и грешнике кающемся, проявим и мы решимость в изменении нашей жизни. Покаяние, совершаемое в уповании на милость Божию, должно быть подкрепляемо добрыми делами и твердой решимостью не возвращаться к оставленному греху. Какая польза будет нам только оплакивающим грех и не приносящим плодов духовных. Пример Закхея показывает нам, что даже из крайнего падения можно обратиться и взойти на высоту добродетели. Нужно только взыскать Бога. Как Закхей не мог сначала увидеть Христа из-за народа, так и мы зачастую не видим и не познаем Бога по причине отягощающих нас грехов. В то же время его искание встречи со Спасителем должно и нас вдохновить к доброму деланию. И если Закхей узрел Христа телесными очами, то имеем возможность увидеть Его очами нашего сердца. Это евангельское свидетельство мы слышим на каждой литургии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Когда же христианин «…увидит Иисуса и, хотя мал ростом духовно, подобно Закхею взойдет на смоковницу, умертвив уды, яже на земли (Кол. 3, 5), и став выше тела смирения (Флп. 3, 21), тогда да приемлет Слово и да услышит: днесь спасение дому сему (Лк. 19, 2), и получит спасение, и принесет плод совершеннейший, прекрасно расточая и разливая, что худо собрал как мытарь»[6].

Потрудимся же, братья и сестры, над тем, чтобы и нам соделаться достойными этой благодатной встречи со Христом Господом нашим в этой жизни и в жизни вечной.

священник Павел Цоголов,
настоятель Сергиевского храма с. Новосергиево


[1] Цит. по: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/64

[2] Там же.

[3] Блаженный Феофилакт Болгарский. Благовестник. Т. 3. Толкование на Евангелие от Луки. М., 2008. С. 388.

[4] Там же. С. 388.

[5] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. Кн. 2. М., издательство Сретенского монастыря, 2010. С. 475.

[6] Святитель Григорий Богослов. Творения в 2 т. Т. 1. М., «Сибирская благозвонница», 2007. С. 454.