Проповедь на празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Русская Церковь совершает  празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери. По Преданию этот образ был написан святым апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым совершал трапезу Спаситель с Пречистой Его Матерью и праведным Иосифом. Увидев эту икону, Пресвятая Дева произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этою иконою да будет». В XII веке этот образ был прислан из Константинополя в дар святому князю Мстиславу и был поставлен в Девичьем монастыре Вышгорода. Святой же Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир. Она стала главной святыней воздвигнутого им Успенского собора. С тех пор икона получила именование Владимирская.

Сегодняшнее празднование в честь этого дивного образа связано с избавлением Москвы от нашествия хана Тамерлана в конце XIV века. Его войско, не знавшее поражений, стремительно продвигалось к Москве, разоряя города и села. В то время, как Тамерлан достиг пределов рязанских, великий князь Василий Дмитриевич расположил войско на берегу Оки близ Коломны. Он горячо молился преподобному Сергию и святителям московским о спасении Москвы. В праздник Успения Пресвятой Богородицы по благословению святителя Киприана в Москву из Владимира отправился крестный ход с чудотворной Владимирской иконой. В тот самый момент, когда москвичи встречали икону, Тамерлан спал в своем походном шатре. Во сне он увидел великую гору, с вершины которой к нему шли святители с жезлами, а над ними простирала свой покров величественная Жена. Она строго повелела ему покинуть пределы земли Русской. Проснувшись в трепете, вопрошал своих советников о значении сна. Те ответили, что во сне он видел Богородицу – великую Заступницу христиан. Собрав свое войско, завоеватель отступил о русских рубежей.

За многовековую историю нашей страны Пресвятая Богородица неоднократно являла Свое всемощное заступление против внешнего врага.  Но даже в относительно мирное время мы нуждаемся в помощи Божией и Его Пречистой Матери в борьбе с невидимым врагом рода человеческого. До самой земной кончины нам необходимо осознавать, что противник наш «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5,8). И любому, кто старается жить благочестно, становится очевидно, что своими силами невозможно человеку справиться с искушениями, отражая все стрелы врага нашего спасения. Исполненные упования мы обращаемся к Пречистой во всех обстоятельствах нашей жизни, а особенно в нужде духовной. По мысли святых отцов, Сам Господь наш Иисус Христос вручил нас Ее всемощному заступлению через усыновление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. «Стояху же при кресте Иисусове Мати Его и сестра Матере Его Мариа Клеопова и Мариа Магдалина. Иисус же видев Матерь и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се, сын Твой. Потом глагола ученику: се, Мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во своя си» (Ин. 19. 25-27). По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова) «Богоматерь разделила страдания Богочеловека, приняла в них участие самое живое и действительное. Как ветхая Ева в раю соделала ветхого Адама участником своего преступления, так Новый Адам соделал новую Еву причастницею страданий, искупивших преступление праотцев». Посему мы верим, что Пресвятая Дева Богородица имеет великое перед Богом дерзновение, являясь Ходатаицей о нашем спасении. «Пресвятая Богородице, спаси нас», — взываем мы. Не «моли Бога о нас», но именно «спаси нас», поскольку в этих словах заключена наша вера в Пресвятую Деву как в Богородицу. «Посему справедливо и истинно мы называем святую Марию Богородицею, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — ибо это имя составляет все таинство Домостроительства Ведь если родившая Богородица, то Родившийся от Нее – непременно Бог, но непременно и человек»[1].

Молитвенно прославляя Божию Матерь, вместе с высокими словами и похвалениями давайте принесем Ей в дар чистоту сердец наших, наше смирение – в подражание Ее великой чистоте и глубочайшему смирению. Исполнение заповедей Божиих и добрые дела, творимые нами во исполнение воли Спасителя, во все дни нашей жизни пусть станут достойным приношением Деве Богородице. «И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, — говорит преподобный Силуан Афонский, — но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своем, всех жалеет и милует»[2]. Потрудимся же и мы, возлюбленные братья сестры, на поприще духовного делания, чтобы и нам соделаться достойными Ее великой милости. Аминь.

Священник Павел Цоголов,
настоятель Сергиевского храма с. Ново-Сергиево
8 сентября 2018г.

[1] Иоанн Дамаскин, прп. Творения. М., «Индрик», 2002, с.254.

[2] Силан Афонский, прп. Писания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2016, с.207.